
Речной круиз из Санкт-Петербурга в Москву – день 4. Кижи
Новый день, речной круиз из Санкт-Петербурга в Москву и новый архипелаг – Кижи. Кто не знает про знаменитые Кижи, объект всемирного наследия Юнеско? Таких наверное и нет почти. Сегодня будем знакомиться со средневековым православным поселением в Заонежье.
Кижи — уникальный историко-культурный и природный комплекс, расположенный на небольшом острове Онежского озера. Длина острова составляет 5,5 км., а самая широкая часть 800 м.
Главная достопримечательность архипелага – архитектурный ансамбль со знаменитыми деревянными церквями. Первые упоминания о церквях на Кижах относятся к XVI в., но в 1693г. от удара молнии они сгорели и на их месте были построены ныне существующие церкви. Сохранившиеся Преображенская и Покровская церкви прекрасные примеры высокоразвитого плотницкого мастерства русского народа. Преображенская церковь — исключительный по своему архитектурно-планировочному и конструктивному решению 37-метровый 22-главый памятник, не имеющий аналогов в русской и мировой деревянной архитектуре.
За свою историю архитектурный ансамбль несколько раз ремонтировался. В XIX в., например, церкви были обшиты тесом и покрашены в белый цвет, купола покрыты металлическими листами. Первоначальный облик храмам был возвращен в процессе реставрации 1949–1959 гг.
В наше время на Кижах круглогодично проживают гиды и местное население, которые используют свои дома чаще как дачи, а не постоянное жильё. Кижи круглый год принимают большое количество туристов, прибывающих на остров на скоростных катерах из Петрозаводска, круизных теплоходах и небольших катерах от ближайших «материковых» деревень, до которых туристы доезжают на автомобильном транспорте. Зимой на остров доставляют катера, которые летят по льду Онежского озера на воздушной подушке.
Как особо ценный объект культурного наследия, Кижский Погост круглогодично охраняется пожарно-спасательной частью и специальным подразделением полиции. Больше об истории архипелага можно узнать на официальном сайте.

В Карелии «Кижи» произносят с ударением на первый слог. Считается, что именно такой вариант правильный. Дело в том, что название острова происходит из карельского языка, а ударение в нем всегда ставится на первый слог.

На Кижи прибываем во время завтрака. Еще не допит кофе, а остров со своим знаменитым деревянным ансамблем уже проплывает в окне ресторана.

У причала богатая туристическая инфраструктура: многочисленные сувенирные магазинчики, ресторан. Хоть наш теплоход и не был первым прибывшим на Кижи, но толкучки нет – все туристы разбились по своим группам и рассредоточились по острову. Да к тому же видимо к 8 утра еще не подоспели туристы с материка, поэтому по острову гуляем с гидом довольно вольготно, неспешно осматривая все постройки.

Главные достопримечательности Кижей – церкви Преображения господня и Покрова Божией Матери. На первый взгляд может показаться, что главки церквей покрыты металлом, потому что очень уж ярко они блестят на солнце. Но на самом деле черепички (лемех) сделаны из осины. Этот сорт древесины со временем приобретает зеркальные свойства и блестит как металл.


Гуляя по острову осматриваем зимнюю церковь Покрова Божией Матери, проходим вдоль острова до часовни Михаила Архангела XVII в. и слушаем перезвон её колоколов, знакомимся с народными промыслами и бытом русского крестьянства, зайдя в огромную двухэтажную карельскую избу.






Здесь мастер рассказал и показал как изготавливаются осиновые черепицы для главок карельских церквей.


По окончании экскурсии есть свободное время самостоятельно погулять по острову, посетить небольшие домики-экспозиции, летнюю церковь Преображения господня и подняться на колокольню 1874 г. Посещение домиков-экспозиций стоит порядка 100 руб. за домик. А вот церковь Преображения господня и колокольня 600 и 500 рублей соответственно. Билеты можно приобрести в автомате.


Интересно было сравнить летние Кижи с зимними. В 2022 году мы приезжали на Кижи в январе, на катере на воздушной подушке от одной из «материковых» деревень, до которой еще надо было несколько часов ехать по звенящему морозу через заснеженные поля и леса.
Так вольготно погулять по острову тогда нам не удалось – мороз стоял внушительный, -27 °C. Поэтому отойти на долго от единственной тёплой точки в виде белой сферы, внутри которой горела буржуйка и был кипяток, было чем-то вроде крайнего экстрима. Особенно если учесть, что перед этой точкой обогрева была где-то 1,5-часовая экскурсия по острову с посещением не отапливаемой зимней церкви и крестьянского дома (отопление этих помещений невозможно из-за особого охранного статуса уникальных исторических деревянных построек). Тут уж и зимняя экипировка потихоньку начала сдавать и мы стали замерзать. К слову, наверное на Кижах не всегда так уж экстремально холодно зимой, но в тот январский день было как-то исключительно морозно, потому что даже гиды начали фотографировать обледеневшие стены архитектурного комплекса.



Ну а мы вернёмся в лето. Церковь Преображения господня после 40-летней реставрации открылась для посещения только в 2021 году. Внутри можно взять бесплатный аудиогид и информативную карту по иконостасу. А вежливый сотрудник историко-музейного комплекса Кижи при помощи планшета и технологий дополненной реальности покажет как будет выглядеть восстановленная потолочная роспись церкви.

Насмотревшись на интерьер церкви идём к колокольне, чтобы осмотреть остров с 30-метровой высоты. Подъем к колоколам по очень крутой и узкой деревянной лестнице.

Вид открывается захватывающий, видно весь остров и блестящие главки церквей близко-близко.






С погодой нам очень повезло – всю прогулку часто выглядывало солнце. Только к концу нашей прогулки по Кижам начали быстро набегать тёмные тучи, и мы от души посочувствовали только прибывшим туристам, группы которых только начали свой маршрут по острову. Погода здесь меняется очень часто, и она очень коварная – вот дует действительно тёплый ветер и светит солнце, а через минуту то же солнце всё так же ярко светит, но обдувает Вас уже ледяным ветром. Что в январе, что в июне я гуляла по Кижам в термобелье и, скажу я Вам, ни о чем не жалею. Жарко мне не было ни разу за всю прогулку.
Туристические теплоходы постепенно покидают Кижи.


Чем темнее небо, тем ярче отражаются от осиновых главок угасающие солнечные лучи. Разве можно поверить, что это всё из дерева и так блестит?

А кто-то только приехал на Кижи на скоростной «Комете» из Петрозаводска.


Пока приобретали сувениры в магазинчиках у причала погода совсем уж разбушевалась и начался шквальный ветер и мощный ливень. Еще раз посочувствовали невезучим туристам, начавшим своё знакомство с Кижами в такое время, и побежали к уютному теплоходу.

В такой обстановке капризную погоду на Онежском озере переживать намного комфортнее, чем в «полях».

А впереди у нас путь к новому городу через Волго-Балтийский канал и Белое озеро. И еще очень интересное – несколько речных шлюзов.
- местные карельские продукты: чай, мёд
- ремесленную продукцию
- сувениры из шунгита (местная горная порода, чёрный камень очищающий воду и, как говорят, забирающий отрицательную энергию)
Шлюзы
Итак, про шлюзы. Зачем они нужны? Как ни странно в интернете полно технической информации об их устройстве, но совсем мало такой, которая бы отвечала на банальные вопросы. Поэтому напишу про это простым языком.
Казалось бы вот есть река да и плыви по ней, ведь и раньше были древние торговые пути и наши предки путешествовали по рекам на дальние расстояния безо всяких шлюзов. Но на самом деле многие речные пути оставались непроходимыми для судов (особенно крупных) из-за существующих в реках порогов, мелей, больших разниц в уровнях воды между водными артериями или даже просто мелководных рек или наоборот из-за чрезмерных притоков вод во время сильных дождей.
Всё это делало судоходство затруднительным и зачастую непредсказуемым. Приходилось искать обходные пути или, если это было возможно и имело смысл для дальнейшего продолжения плавания в более глубоких водах, привлекать, например, бурлаков, которые буквально тащили суда на человеческой тяге пока те не могли продолжить движение самостоятельно.
Поэтому человечество придумало такое инженерное чудо как шлюзы. Эта конструкция представляет собой изолированную камеру между двумя водоёмами с существенно разным уровнем воды (например в десятки метров). В камеру заходит судно, и она запирается с обеих сторон железными воротами. Далее, если судно направляется в водоём с наиболее высоким уровнем воды, то камера постепенно наполняется водой, поднимая судно на необходимый для плавного перехода судна в полноводный водоём уровень. А если судно идёт в водоём, где уровень воды значительно ниже текущего, то камера постепенно спускает воду и судно опускается на более низкий уровень водоёма на пути его следования. После выравнивания уровня воды с водоёмом за шлюзовыми воротами ворота открываются и судно плавно продолжает свой путь по новому водоёму.
Как правило прохождение через шлюз занимает примерно 30 минут и зависит от количества судов желающих «прокатиться на лифте» и объёма камеры. Все желающие перейти через шлюз суда заходят в камеру шлюза, швартуются у специально отведённых для этого мест и ждут начала процесса заполнения камеры водой. Аттракцион этот не бесплатный: для прохождения через шлюзы судовладельцы заключают соответствующие договоры с администрациями шлюзов и вносят плату за проход через шлюзы.
Москва-река не могла быть судоходной из-за недостаточного количества воды в ней. Её можно было даже перейти вброд около Кремля.
Поэтому для обеспечения судоходства по Москве-реке в 1937г. был построен канал Москва-Волга (сейчас носит имя Канал им. Москвы). Это позволило прилично наполнить московскую реку водами Волги (около 80% воды в Москве-реке это Волга). И для обеспечения прохода судов были построены многочисленные шлюзы (11 шлюзов).
Еще больше о обводнении Москвы можно узнать из статьи на сайте Комплекса градостроительной политики и строительства г.Москвы.

Вот и наш теплоход подходит к шлюзу и заходит в камеру.

Ждём, когда за нами в камеру зайдёт еще один теплоход. В это трудно поверить, но он здесь тоже поместится.

Вот все теплоходы в камере и даже место осталось. Ворота шлюза закрываются и со стороны выходных ворот начинает прибывать вода. Уровень воды поднимается, а вместе с ним и теплоходы. И вот мы уже видим канал, по которому поплывём дальше и ждущее своей очереди на спуск судно.

Уровень воды в камере шлюза выровнялся с тем уровнем воды, что в канале, и ворота плавно опустились вниз, открыв нам путь вперёд.

Теперь только вперёд. Насмотревшись на шлюз идём ужинать и любоваться закатом.

Каждый день новые неповторимые виды.

Судовое радио рассказывает о строительстве Онежского канала, поют птицы.

Мимо то и дело проходят баржи.

А вдоль берегов время от времени можно увидеть такие склады с древесиной, щебнем и всяким другим материалом.

А самое красивое это конечно закаты. Вода в закатном солнце как шёлковая ткань.



Тем временем команда анимации подготовила квиз на тему 90-х. Зрители разобьются на команды и очень азартно будут искать правильные ответы по эпохе ушедших 90-х.

Кто-то по завершении квиза отправится на настольные игры в бар «Панорама», кто-то останется на дискотеку, а кто-то пойдёт смотреть на ночные переходы через шлюзы. А завтра снова новое место для знакомства.

